Вы можете поддержать наш сайт, установив на Вашем сайте наш баннер!
Копируем и вставляем!
Первое упоминание в
летописях о Спирове
Первое упоминание в
летописях о Спирове относится к середине 16 века. В архиве хранится
Писцовая книга Бежецкой пятины Новгородского уезда писца И.Д.
Вельяминова 1545 года. В ней указано «займище Спирково без пашни». Версий о происхождении названия
займища много. Одна из них -название это произошло от имени владельца земли, на
которой оно стояло.
Строительство
железной дороги Москва- Петербург в середине 19 века во многом определило
дальнейшее развитие края. Была построена станция второго класса Спирово.
Здесь менялись паровозы и поездные
бригады, пополнялось топливо, осматривался
подвижной состав.
Поселок при станции
вырос на земле деревни Карабиха. В центре его находился обнесенной оградой Успенский
женский монастырь с колокольней,
часовней и несколькими жилыми домами для монахинь и священнослужителей. Были возведены каменные здания больницы и бани
существующие и поныне.
Железнодорожная больница была рассчитана лишь на две койки, а ее пациентов обслуживали врач, фельдшер и акушерка.
В 1879 году в Спирове
была основана первая начальная школа. Кроме начальной школы в Спирове, учрежденной
земством в 1877 году, на территории нынешнего района было четыре
церковно-приходских училища. Они
находились в селах Бабье, Козлово, Раменье и в деревне Ворожебкино.
Положение местных
крестьян в поселке Спирово было не из лучших. Они страдали от
малоземелья, налогов и непосильной работы на помещиков. Наделы, полученные крестьянами после
земельной реформы 1861 года, представляли собой мелкие земельные участки,
которые часто находились далеко от деревень.
Малоземельные и безземельные крестьяне пытались найти выход из нужды в аренде земли, однако арендная плата за пашню
была высокой.
К началу 20 века Спировские промышленники,
купцы и кулаки сильно потеснили дворян из
их родовых гнезд, приобретая имения и поместья на Спировской земле Экономика и культура, края к
этому времени были на низком уровне.
Предприимчивые купцы
и лесопромышленники широко развернули заготовку и поставку железной дороге дров,
леса и булыжных камней Строительные материалы доставляли на станцию
крестьяне-возчики. В сезон извоза в Спирово съезжалось много людей. Это
способствовало быстрому росту числа лавок, чайных и домов приезжих. В 1910 году в
поселке насчитывалось восемь
мануфактурных, тридцать мелочных и одна казенная винная лавка, десять чайных, две пивных, три постоялых двора и трактир.
Со станции вывозили главным образом лесные
строительные материалы и дрова. Они составляли более 60 процентов всех грузов.
Большими партиями продавал лес и дрова промышленник
Белов.
Вторую, наиболее
крупную партию вывоза представлял булыжный камень. Его отправляли
преимущественно на стройки Москвы, важное место в вывозе занимали стеклянные изделия Чернорученского и Ребровского стеклозаводов, сено.
Потребность железной дороги в осветительных лампах и богатые залежи необходимого сырья создали условия для возникновения стекольной промышленности. В 1890 году в Спироие был построен небольшой стеклозавод Сначала он изготовлял только ламповое стекло, а затем освоил производство аптечной посуды, К этому времени в поселке возникло также несколько кустарных мастерских по изготовлению лабораторной посуды.
Строительство железной дороги, развитие местной промышленности вызвали приток населения. В Спирово стали приезжать рабочие из В.Волочка, Твери и даже из Петербурга.
д. Карабиха и д. Пеньково дореволюционного периода